приймальня - 044 351-42-01
 
Укрсервіс Мінтрансу
державне підприємство
01135, м.Київ, просп.Перемоги, 14

Одесса может стать центром межконтинентальных перелетов – эксперт

Одесса может стать центром межконтинентальных перелетов – эксперт

Одесса может стать центром межконтинентальных перелетов благодаря государственной реформе аэропортов.

Эксперты и политики в один голос твердят о перспективах украинских аэропортов и уникальности географического положения нашей страны с точки зрения участия в международных транзитных потоках.

Одесса может стать центром межконтинентальных перелетов и перевалочной базой между Азией и Америкой, но Украина до сих пор по-настоящему не воспользовалась этими возможностями, в отличие от ее соседей ― Польши, Турции и Латвии.

Не произошло этого по причине отсутствия системного решения проблем отрасли со стороны государства, считает директор налогово-юридического департамента компании "Делойт" Дмитрий Павленко.

Однако, после обнародования Кабмина "Государственной целевой программы развития аэропортов до 2023 года" ситуация в авиаотрасли может измениться. Д.Павленко, который выступал консультантом по правовым вопросам в рабочей группе по подготовке Программы в колонке на ЕП, попробовал разобраться, насколько принятый план действий реалистичен и к чему он должен привести.

По его словам, запланированные мероприятия не являются украинским ноу-хау, они основаны на опыте других развивающихся стран. Программа предлагает не самый простой, но наиболее очевидный способ превратить аэропорты в объекты для инвестиций и роста – это разделение его имущества на стратегическую и инвестиционную составляющие. Под стратегической составляющей имеется в виду аэродром (включает взлетно-посадочные полосы и другие объекты для обеспечения полетов), обслуживанием и обеспечением безопасности полетов которого по законодательству занимается государство.

Воздушный кодекс Украины запрещает отчуждение, продажу, приватизацию, обмен, передачу в залог государственных и коммунальных аэродромов. Инвестиционной же составляющей являются пассажирские и грузовые терминалы и другие объекты инфраструктуры, предназначенные для наземного обслуживания самолетов, пассажиров, Для обслуживания "аэродромной" части аэропортов Программа предполагает создание единого органа, задачей которого будет администрирование и модернизация стратегической инфраструктуры. Такой подход уже реализуется в морском, речном и в железнодорожном транспорте. В случае с Одессой именно этот вопрос наиболее актуален, ведь новый терминал Одесского аэропорта уже почти достроен, но без реконструкции взлетно-посадочной полосы он останется не более чем красивым зданием.

Впрочем, в рамках программы, именно на реконструкцию искусственных покрытий одесского аэродромного комплекса запланировано 92 млн 54 тыс. гривен и еще почти 550 млн гривен – на реконструкцию искусственных покрытий аэродромного комплекса. 1,2 млрд гривен планируется выделить уже в текущем году.

По мнению эксперта, первоочередная задача Программы – это привлечение частного инвестора в аэропорты через создание цивилизованной базы для разных форм государственно-частного партнерства (ГЧП). Подобная система уже продолжительное время работает в аэропортах "Киев", "Одесса" и "Харьков", благодаря этому пассажиропоток стабильно увеличивается и открываются новые направления.

Различные примеры такого партнерства в аэропортах реализуются во многих странах, в том числе в США, Великобритании, Германии, Китае, Турции, Мексике, Грузии. В условиях ограниченного государственного бюджета частный инвестор участвует в финансировании модернизации терминала, а государство обеспечивает модернизацию аэродромов (Турция, Мексика, Китай).

Программа предусматривает и поощряет процесс передачи терминальных комплексов частному инвестору на условиях ГЧП и аренды, что должно привести к увеличению числа лоу-костов до 30% всего рынка авиаперевозок.

Дела обстоят так, что их не нужно приводить и ничего не надо для них придумывать, считает Д.Павленко. Лоу-косты сами прилетят, когда в стране наступит благоприятный экономический и политический момент, и сами предложат разные варианты взаимовыгодного сотрудничества. Осталось поработать над выполнением Программы и экономическим ростом в стране – отмечает эксперт.

Трасса Е-95