(044) 351-42-90
(044) 351-44-88
Укрсервіс Мінтрансу
державне підприємство
01135, м.Київ, просп.Перемоги, 14

Аркадий Вершебенюк: Uber - не такси, а возможность заработать

Смазанный старт, протесты таксистов, дефицит авто. Как Uber пережил три месяца в Украине, сколько зарабатывают водители и станет ли это бизнесом.

Аркадий Вершебенюк: Uber - не такси, а возможность заработать

Три месяца назад в Украине официально заработал самый дорогой в мире стартап частного извоза Uber. Старт проекта в Киеве изначально должен был произойти в начале 2016 года, но из-за бюрократических проволочек был отложен на конец июня. 

Приход в Украину крупной международной компании вызвал бурную реакцию в соцсетях. Комментаторы разделились на три группы. Самая массовая - те, кто поддерживает появление нового сервиса. По их мнению, Uber усиливает конкуренцию на рынке, а это снижает цены на перевозки. Вторая группа - осторожные оптимисты. Эти люди считают, что на рынке уже присутствуют аналоги и выход Uber существенно ничего не изменит, кроме возможности расплачиваться за услугу такси по безналичному расчету. Третья группа - ярые противники Uber. В основном это представители таксомоторных организаций, работающих в Украине. Их главный аргумент - Uber будет работать с нелегальными таксистами и за счет демпинга вынудит легальных перевозчиков полностью уйти в тень.   

Читайте также В ожидании Uber. Как киевляне оценивают работу такси

Сегодня Uber полноценно работает в Киеве и готовится расширяться в регионы Украины. Генеральный менеджер Uber в Украине Аркадий Вершебенюк в интервью ЛІГА.net рассказал о том, как Uber пережил 90 дней в Киеве и как будет развиваться этот бизнес.

Читайте также Что Uber скрыл от киевлян при запуске

- Uber почти три месяца работает в Киеве. Насколько реальность совпала с вашими ожиданиями перед стартом? С какими сложностями и неожиданностями вы столкнулись?

- Изначально Uber смотрел на Украину, как на последний неохваченный большой форпост в Центральной и Восточной Европе: это страна с большой по европейским меркам численностью населения. и большим количеством крупных городов. Желание начать работу в Украине было еще в 2013 году, но последующие события в стране отложили приход компании. Ожидания оправдываются, и мы довольны. В целом украинский рынок ничем не отличается от других - закономерности везде одинаковы. Компания хочет зарабатывать, потребитель - получать качественный сервис.

- Вы несколько раз переносили старт. Почему? Говорили, что возникли сложности с оформлением бумаг в Нацбанке Украины…

- Как в любой стране, в Украине есть свои локальные особенности. Мы поняли, что в Европе, в отличие от Америки, нужно более проактивно коммуницировать с госорганами на начальном этапе. Объяснять, кто мы, что мы и чего хотим; говорить о том, что мы работаем в рамках закона. Когда все понимают, что мы не враг, а наоборот, расширяем рынок и даем людям возможность получать больший выбор качественных и недорогих услуг, нам не мешают. Кроме того, одновременно с Украиной компания запускалась еще на восьми рынках, что отвлекало большой внутренний ресурс. Это тоже повлияло на задержку с выходом.

- Начало работы Uber в Украине было смазано. В соцсетях прокатилась волна недовольства по поводу отсутствия доступных к заказу машин. Почему так произошло? Где вы просчитались?

- Обычно мы начинаем работу на новом рынке в достаточно тихом режиме и какой-то период уходит на обкатку процессов. Все происходит гладко. В декабре 2015 года появилась первая информация, что Uber будет в Украине, и эта новость сразу вызвала огромный интерес. Тогда мы поняли, что придется делать классический лонч (выпуск нового товара на рынок. - Ред.) - не уберовский. При этом на момент запуска у нас было достаточное количество партнеров, чтобы охватить потребность украинского рынка. Но в итоге спрос невероятно превысил наши ожидания. Это стало основной причиной, по которой в первое время были отзывы об отсутствии машин.

- Правда ли, что водители не хотели идти в Uber из-за высокой комиссии и низких тарифов?

- Нет. Мы предлагаем партнерам очень привлекательные условия. Заявок от водителей было очень много - несколько тысяч. Просто физическая обработка данных занимала время. У нас есть определенный процесс подключения к системе, проверки необходимых документов, и человеческий ресурс для подключения водителей лимитирован. В сутках, к сожалению, только 24 часа.

- Сколько из нескольких тысяч заинтересованных водителей реально подключились к Uber на момент выхода и сколько у вас водителей сегодня?

- Мы не любим говорить абсолютными цифрами - это политика компании. Правильнее говорить о том, что в каждый момент времени в системе должно быть столько водителей, чтобы удовлетворять существующий спрос. Сегодня среднее время подачи автомобиля составляет около 5 минут. Это означает, что спрос и предложение в хорошем балансе. В идеале хотелось бы довести этот показатель до 2,5 минуты, как в Сан-Франциско.

- Вы сотрудничаете с традиционными службами такси в Киеве? Правда ли, что на старте проекта вы обращались за помощью к киевским автопаркам? Слышал, что один из них предоставил сервису более десятка новых Toyota Corolla…

- Мы взаимодействуем либо с физлицами-предпринимателями, либо с юрлицами, которые имеют соответствующую лицензию на перевозку пассажиров. Конечно, у нас есть партнеры-юрлица, у которых есть свой парк автомобилей, на которых работают водители.

- Правильно ли я понимаю, что вы арендуете часть автомобилей у официально зарегистрированных киевских служб такси?

- Нет. У нас нет парка автомобилей. Он может быть у наших партнеров, которые предоставляют непосредственно услугу. Ведь что такое Uber? Это платформа, которая соединяет тех, кто хочет осуществить поездку, и тех, кто предоставляет эту услугу. Например, вы нам говорите, что хотите куда-то поехать. Мы эту информацию перенаправляем провайдеру услуги. А уже провайдер может предоставлять услугу на собственном автомобиле либо на нескольких, если у него есть свой парк авто.

- Некоторые водители Uber говорят, что они оформлены в Элит-такси, но выполняют заказы Uber по договоренности руководства компаний. При этом получают зарплату у своего работодателя, без всех бонусов, предусмотренных в системе Uber. Как вы это объясните?

- Да, такое возможно. Формат взаимоотношений с партнером предусматривает возможность найма им водителей для работы в его автопарке. Водители не являются сотрудниками Uber. На каких условиях он оформляет свои взаимоотношения с водителями - это их договоренности. Но насколько я знаю, мы не сотрудничаем с Элит-такси.

Читайте также Uber изнутри. Сколько можно заработать, сотрудничая с сервисом

- Вы вышли на рынок с достаточно жесткими требованиями к автомобилям. Сообщалось, что вы не работаете с машинами старше 2008 года выпуска и машинами бюджетного класса типа Lanos, Lada. Сейчас эти требования в силе? Ваши недоброжелатели уверяют, что Uber берет на работу практически всех, независимо от марки авто и его состояния…

- Это не так. Есть определенные критерии, на основании которых мы принимаем автомобили. Например, мы не берем машины без кондиционера. По этому критерию Lanos не проходит априори, потому что в них нет кондиционера. 

Что касается возраста автомобиля, мы не берем машины старше 2001 года. Опыт других рынков показал, что главным критерием остается качество самого автомобиля. Проанализировав данные на нескольких рынках, мы увидели, что рейтинг водителей автомобилей 2001 и 2015 года ничем не отличается. Можно сделать вывод, что для пассажира не имеет принципиальной разницы, автомобиль какого года выпуска к нему приедет. Главное, чтобы машина находилась в хорошем состоянии и водитель был вежливым и опрятным.

- Сколько водителей к вам пришло из служб такси, а сколько - новичков, людей, которые никогда в такси не работали?

- Мы не ведем такую статистику и не опрашиваем на этот счет водителей. В этом и есть основа философии Uber - мы создаем экономические возможности для очень многих людей, даем им возможность подрабатывать в любое удобное для них время. У нас сейчас около 30% водителей работают приблизительно 10 часов в неделю. Это значит, что у них есть основной источник дохода, а здесь они подрабатывают. Но, безусловно, есть и люди, которые раньше работали в такси.

- Сколько в среднем сегодня зарабатывает водитель в Uber?

- Есть люди, которые зарабатывают до 50 000 грн в месяц (с вычетом нашей комиссии, но без расходов на топливо и амортизацию). Но средний заработок, что называется, при работе фултайм (хотя водители - не наши сотрудники) - 30 000-40 000 грн.

- Сколько водителей вы отключили от сервиса за низкий рейтинг?

- Система рейтинга работает. Как только на системном уровне мы видим траекторию снижения рейтинга водителя, мы с ним общаемся. Пытаемся выяснить причины. Может быть, у водителя есть какие-то проблемы личного характера. Может быть, у пассажира неудачный день и он поставил низкую оценку. В целом на пальцах одной руки можно пересчитать людей, которых мы отключили от системы. Сейчас средний рейтинг водителей 4,8 из максимальных 5.

- У вас достаточно невысокие тарифы. Планируете повышать?

- Сейчас таких планов нет. Мы хотим предлагать доступный продукт. Одна из миссий компании в переводе с английского языка звучит так: "Передвижение настолько же простое и надежное, как вода из крана". Это априори не может быть дорого.

Кроме того, есть выбор. Мы запустили более премиальный продукт - UberSelect. И он нацелен на аудиторию, которая пользуется автомобилями премиального сегмента. Естественно, это комфортнее и стоит дороже.

Читайте также Альтернатива Uber. Как работает электротакси в Киеве

Не нужно забывать о динамических коэффициентах, которые у нас работают. Этот критерий как раз и балансирует спрос и предложение. Он позволяет гарантированно получить машину и уехать по назначению в моменты повышенного спроса. Это работает очень прозрачно, и пассажир понимает, сколько и за что он платит. Система говорит, что в момент вызова спрос повышен и стоимость поездки будет на определенный коэффициент выше, чем в обычном случае. Если человек соглашается, машина приезжает. С другой стороны, это дает возможность привлечь больше водителей в это время и в этом месте. Они понимают, что есть повышенный спрос и можно больше заработать.

- Операторы рынка уверяют, что при тарифах, которые установил для Украины Uber, компания работает в минус. В чем заключается экономическая модель Uber в Украине? Это очередная галочка на карте мира, или все-таки во главу угла ставится получение заработка здесь и сейчас?

- Глобальная и локальная стратегия не противоречат друг другу. Безусловно, мы коммерческая организация и не имеем никаких иных финансовых целей, кроме как зарабатывать деньги. Другой вопрос, что мы здесь работаем всего три месяца. Это новый для нас рынок, и это нормально - на начальном этапе находиться в инвестиционной фазе.

Читайте также Uber идет в Украину: почему взвыли таксисты

Что касается тарифов, безусловно, мы просчитывали ценовую политику до запуска. Но, как правило, когда смотрят на ценовую политику Uber, исходят из классической модели такси. Однако мы не такси. Наша цель - быть настолько массовым продуктом, насколько это возможно. Именно массовость с обеих сторон (водитель-пользователь) позволяет пользователю получать недорого индивидуальную услугу, а водителю - зарабатывать. В этом и состоит модель.

- Вы сейчас доплачиваете водителям бонусы. Как долго эта практика будет продолжаться? Сколько денег компания на это тратит ежемесячно?

- Мы находимся в инвестиционной стадии и, конечно, тратим какие-то деньги. Точную цифру не назову. Но поскольку мы нацелены на зарабатывание денег, то хотим, чтобы в каждый момент времени наши водители имели возможность хорошо зарабатывать. На начальном этапе мы должны им дать возможность убедиться, что этот заработок действительно будет.

Важно понимать, что водители зарабатывают в тот момент, когда они едут с пассажиром. И не зарабатывают, когда ждут заказа, когда едут на заказ. Соответственно, мы видим время, когда они находятся в состоянии "еду с пассажиром". Это зарабатывающее состояние. Наша цель, чтобы именно в этом состоянии водители находились максимально часто. Это минимизирует два других состояния - когда они не зарабатывают. Максимизировать эффективное время для водителя помогают технологии: заказ распределяется на ближайшего к пользователю водителя, который таким образом снижает время холостого хода и время простоя. Для нас важен показатель количества заказов в час, и он достаточно высок. Бонусы направлены на то, чтобы мотивировать лояльных водителей на долгосрочное партнерство. Мы их убирать не планируем.

- Сколько вы инвестировали при выходе на украинский рынок и какой объем инвестиций запланирован? Когда вы сможете выйти на операционную прибыль в Украине?

- Мы не разглашаем эти цифры.

- Сколько людей воспользовалось услугами Uber за первые месяцы работы?

- Могу сказать, что за первые два дня после запуска мы зафиксировали более 20 000 скачиваний нашего приложения. Я не могу назвать абсолютные цифры, но мы перевозим сейчас очень много. Мое желание - вывести Украину в лидеры в таком регионе, как Центральная и Восточная Европа, по количеству поездок. Сейчас в лидерах Польша.

- Вы запускаете наличную оплату в сервисе. Зачем? Как это будет работать?

- Изначально Uber задумывался как премиальный сервис - Uber Black. Позже появился большой спрос именно в массовом сегменте. Мы решили дать людям возможность осуществлять поездки недорого и качественно. Наличность - это также дополнительная возможность. Это будет актуально для людей, которые сомневаются и не хотят сразу привязывать карту. Статистика показывает, что более 95% людей, которые используют для поездок карту, больше никогда не пользуются кешем, даже если у них есть такая возможность. То есть те, кто пользуется картой, продолжат это делать. А вот обратная конверсия происходит очень хорошо. Люди, которые попробовали оплату Uber за наличные, часто потом подключают карту.

- Почему вы не включили возможность оплаты наличными сразу - при старте работы?

- У нас уже было большое количество зарегистрированных пользователей с картами. Мы не хотели сразу охватывать еще и этот дополнительный сегмент пользователей и создавать излишнее давление на количество автомобилей.

- Станет ли эта практика постоянной?

- Сейчас услуга находится в тестовом режиме. Практика других рынков показывает, что есть смысл ее оставить в качестве опции.

- Почему плата наличными доступна только в развивающихся странах?

- Это миф. Впервые плата наличными стала доступна в Манчестере. Наличные успешно работают и в Сингапуре, и в Дубае, и в Праге.

- Планируете запуск в других украинских городах? Раньше говорили о Львове…

- Такие планы есть, но пока не могу сказать, какой город станет следующим. В любом случае это перспектива не нескольких лет. Спрос есть. Думаю, это произойдет до конца этого года. Максимум - в следующем.

 

Денис Кацило

Денис Кацило

ЛIГАБiзнесIнформ